9 классы

20 января 2022 г. в гимназии состоялось заседание Школы Активного Гражданина по теме «Политика геноцида, грабежа и насилия» для учащихся 9 классов. На мероприятии присутствовали представители Лидской 116 гвардейской штурмовой авиационной базы Жмакин Эдуард Николаевич заместитель командира базы по идеологической работе и Жарский Бронислав Петрович военный лётчик 2 класса, заместитель командира эскадрильи по идеологической работе, которые рассказали учащимся о истории авиабазы и лётчиках, которые отличились во время Великой Отечественной войны.

 

 

 

Тема: «Политика геноцида, грабежа и насилия»

 

Блок «Политика геноцида»

В Беларуси под оккупацией оказалось около 8 млн. жителей, а также около 900 тыс. советских военнопленных.

Оккупанты на захваченной территории:

1. Ввели ограничение гражданских свобод местного населения:

  • было объявлено чрезвычайное положение;
  • все население подлежало обязательному учету;
  • запрещалась деятельность всех организаций, проведение митингов и собраний;
  • введен пропускной режим, действовал комендантский час.

2. Совершали массовые убийства коммунистов, комсомольцев, активистов советской власти, представителей интеллигенции; с особой жестокостью уничтожались евреи, цыгане, физически и психически больные.

3. Создали систему тюрем и концентрационных лагерей.

Айнзацгруппы – особые оперативные группы, которые подразделялись на специальные и оперативные команды. Занимались массовым уничтожением людей.Перед ними ставились задачи «усмирения» захваченныхтерриторий, выявления и уничтожения политически опасных лиц.

 

На оккупированной территории СССР действоваличетыре айнзацгруппы: «А», «В», «С» и «D». На территории тылового района армий «Север» действовала группа «А», на территории Беларуси – группа «В», группы «С» и «D» – в тыловом районе армий «Юг». В каждой группе насчитывалось до 1200 человек. Изних 350 членов СС, 100 членов гестапо, 80 – местной полиции, 130 – полиции порядка, 40-50 сотрудников уголовной полиции, 30-50 сотрудников СД, 150 водителей.

 

Захватчики создали систему тюрем иконцентрационных лагерей, где без суда и  определения срока заключения находились сотни тысяч людей.

Концентрационные лагеря.

Концентрационные лагеря – места массового заключения и физического уничтожения людей по политическим, расовым, религиозным и другим признакам.

Создавались в Германии после прихода к власти в 1933 г. нацистов и на оккупированных территориях.

Наиболее крупные – Освенцим, Майданек, Треблинка, Тростенец, Дахау,

Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен.

В Беларуси действовало более 260 концентрационных лагерей смерти, их филиалов и отделений.

Пленных содержали в неприспособленных для жизни помещениях, часто под открытым небом. Рацион питания был скудным. Из 3,4 млн. солдат и офицеров Красной Армии, попавших в немецкий плен в 1941 г., до января1942 г. дожили только 1,4 млн. человек. Остальные были уничтожены илистали жертвами эпидемий, голода и холода. Самым крупным не тольков Беларуси, но и на всей захваченной советской территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, где погибло более 206,5 тыс. человек.

«Холокост»

«Холокост» – уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны еврейского населения Европы. В результате проведенных карательных акций за время войны в Беларуси было уничтожено более 600 тыс. евреев.

В большинстве крупных городов и районных центров выделялись специальные кварталы для проживания и уничтожения еврейского населения – гетто.

В Беларуси было создано свыше 110 гетто. Наиболее крупные – в Минске, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Бресте, Пинске, Слониме, Гомеле.

Территория гетто, как правило, огораживалась колючей проволокой, охранялась войсками и полицией.

Так, в Минском гетто содержалось свыше 80 тыс. евреев, в том числе более 20-25 тыс. из Германии, Австрии, Чехии, Польши, Литвы и др.

Кроме мест массового уничтожения, где тысячами гибли военнопленные, евреи, подпольщики и партизаны, были еще и регулярные расстрелы за малейшее нарушение порядка, массовые акции устрашения, когда в ответ на убийство немецкого офицера тысячами убивались все, кто просто попадал под руку.

Немецкая карта-отчет айнзацгруппы А (слайд 4) о количестве казней евреев на восточных территориях. 15 октября 1941 г. Представлена на Нюрнбергском процессе 20 декабря 1945 года.

Данная карта была обнаружена союзниками в приложении к отчету о деятельности айнзацгруппы А за конец 1941 года. Она включает в себя инфографику, отражающую число уничтоженных евреев, число проживающих в гетто и приблизительное число невыявленных евреев. Важным указанием служит обозначение территории Эстонии как «свободной от евреев». В дальнейшем карта стала частью документальных свидетельств, которыми оперировали британская и американская обвинительные группы.

 

Блок «Карательные экспедиции».

В целях борьбы с антигерманским сопротивлением, подавления коммунистической идеологии и  устрашения населения широко использовались карательные экспедиции.

Первая – «Припятские болота» – состоялась в июле-августе 1941 года на территории Брестской, Минской, Пинской и Полесской областей.

Во время этой операции фашисты расстреляли 13 788 человек, сожгли много деревень.

Многие населенные пункты уничтожались по нескольку раз.

В Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 – трижды, в Минской – 92 населенных пункта дважды, 40 – трижды, 16 – четыре и более раз.

Во время оккупации 628 населенных пунктов Беларуси было уничтожено вместе с жителями. 186 из них так и не восстановлены. 5 295 населенных пунктов уничтожены с частью жителей. 325 из них не были восстановлены после войны.

 

Блок «Депортация населения на принудительные работы в Германию».

Одной из трагических страниц Великой Отечественной войны стала депортация населения на принудительные работы в Германию, Австрию, Чехию, Францию и другие страны.

Всего было насильственно вывезено 5,3 млн. человек, в том числе около 400 тыс. из Беларуси.

Согласно расовой доктрине выходцы из Восточной Европы считалисьнизшей категорией иностранной рабочей силы. За 1-3 рейхсмаркив неделю, 150 г. хлеба и миску баланды взрослых и детей заставлялипо 12-14 часов в сутки выполнять тяжелую неквалифицированную работу на промышленных и военных, государственных и частных предприятиях на строительстве и в сельском хозяйстве. За невыполнение заданий имкак саботажникам угрожало тюремное заключение или расстрел.В результате бесчеловечного отношения к рабочим из Восточной Европы 2,2 млн. человек погибли.

Уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны.

Генеральная прокуратура в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.

https://prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/

 

Уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной. Главный эфир (https://www.youtube.com/watch?v=rfEb1ms0yT8)

 

5 января 2022 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «О геноциде белорусского народа».

Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года). Под белорусским народом понимаются все советские граждане, проживавшие на территории БССР в указанный период. Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете. Реализация Закона будет способствовать недопустимости искажения итогов Великой Отечественной войны, а также сплоченности белорусского общества. https://president.gov.by/ru/events/aleksandr-lukashenko-podpisal-zakon-o-genocide-belorusskogo-naroda

 

Блок «Экономическая политика немецко-фашистских оккупационных властей».

Экономические и природные ресурсы захваченных территории Беларуси были объявлены собственностью нацистской Германии.

Январь 1942 г. Была принята директива об обязательном восстановлении хозяйства.

  1. Налаживались:
  • деятельность энергетических предприятий;
  • добыча торфа, угля, нефти;
  • производство каучука;
  • заготовка древесины;
  • ремонт дорог и аэродромов.
  1. Появилось много фирм, концернов, хозяйственных команд,занимающихся реквизицией промышленной продукции, продовольствия, сырья и культурных ценностей.
  2. Вводилась обязательная трудовая повинность.

К ее выполнению было привлечено около 22 млн. человек.

Центральное торговое общество «Восток» – нацистская организация, полное название которой звучит так: «Центральное торговое общество „Восток“ по сбыту сельскохозяйственной продукции и снабжению сельского хозяйства».

Многочисленные конторы этой организации осуществляли координацию выполнения оккупационных экономических планов.

В сельском хозяйстве:

  • на основе бывших колхозов и совхозов оккупанты организовывали так называемые «общинные хозяйства», государственные имения, земские дворы и мелкие предприятия;
  • население должно было платить непосильные денежные и натуральные налоги.

 

В начале оккупации натуральный налог составлял 3-4 цзерна с гектара, 350 л молока с каждой коровы, 100 кг свинины с одного двора, 35 яиц от каждой курицы, 6 кг птицы с двора, 1,5 кг шерсти с каждой овцы. Кроме основных взимался подушный налог(в среднем 100 руб. на человека). Налоги постоянно увеличивались. Население отказывалось их выплачивать, и оккупанты должны были использовать вооруженную силу. Только с 25 мая по 17 июня 1944 года в Беларуси было проведено около 40 специальных операций, в ходе которых у крестьян было реквизировано 3 799 лошадей, 6 968 коров, 10 323 т картофеля, 746 т зерна.

 

Реализовать экономическую политику в полном объеме захватчики не смогли, так как большая часть населения относилась к ней негативно.

Одной из важных форм борьбы против оккупационного режима на захваченных территориях СССР являлось массовое сопротивление населения экономическим и политическим планам германских властей.

Блок «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».

Чтобы привлечь местных жителей на свою сторону, захватчики и лидеры белорусского коллаборационизма делали некоторые шаги по устройству социальной и культурно-общественной жизни.

  1. За лояльное отношение к оккупационным властям местному населению: обещались выплаты материальной помощи, небольших пенсий.
  1. Организовывались школы, детские сады, учреждения культуры и церкви.
  1. Издавалось и распространялось большое количество газет, журналов и листовок.
  1. Широко пропагандировалась освободительная миссия вермахта, его желание возродить белорусскую национальную культуру.
  2. Навязывались новые праздники, такие как день рождения фюрера, годовщины нападения Германии на СССР.

Делалось это с целью усиления идеологического влияния под жестким контролем оккупантов.

30 августа 1942 г. состоялся Всебелорусский собор православной церкви. Возобновили работу 1 044 православных прихода, действовали 3 монастыря. Были открытыкостелы в Минске, Могилеве, Борисове, Березино, Заславле, Логойске, Узде. Разрешалась деятельность униатской церкви и некоторых сектантских общин. Осуществлялась подготовка священников. Однако большинство белорусского духовенства не пошло на сотрудничество с оккупантами.

Весь комплекс культурно-массовой, агитационно-пропагандистской и религиозной деятельности был направлен на укрепление оккупационного режима и носил открыто антисоветский характер. Целью его было содействие реализации военно-экономических планов нацистской Германии.

 



27.01.2022 в гимназии прошел открытый диалог "Гордость за Беларусь. Мир межконфессиальный, мир межнациональный (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь) в рамках реализации проекта "Школа активного гражданина". Учащиеся  IX "А" класса Кучинская Вероника  и Малюгина Елизавета подготовили материал по теме, рассказали о веротерпимости белорусов и отсутствии конфликтов на религиозной почве. С помощью презентации познакомили учащихся с наиболее значимым религиными сооружениями, совершили виртуальную экскурсию по Храму -памятнику в честь Всех Святых в Минске.
Гость открытого диалога благочинный церквей Лидского округа Ростислав Соловьев рассказал учащимся и педагогам об истории христианства, о конфессиях и храмах в Лидском регионе, о важности любви к ближнему.

 

 

Информационные материалы для мероприятий проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», 27.01.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

Информационный блок «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь».

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями. Обращаясь к верующим, Глава государства Александр Лукашенко отметил: «Самым главным достоянием и достижением является то, что мы сохранили мир и покой на нашей земле. Мир межконфессиональный и мир межнациональный. Это то, чем гордится любое государство. И, прежде всего, наша Беларусь».

Для белорусского общества характерны веротерпимость и отсутствие конфликтов на религиозной почве. На поддержание мирного сосуществования религиозных общностей направлены и политика государства, и деятельность самих религиозных организаций.

Законодательство страны обеспечивает и гарантирует права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.

Государственные органы в Беларуси на всех уровнях поддерживают инициативы религиозных организаций, направленные на обеспечение диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека и религиозной терпимости. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных организаций.

Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.

Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом.

В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Статья 4 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует право каждого на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме этого, в соответствии со статьей 5 указанного Закона каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Конституции Республики Беларусь запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики без вмешательства во внутренние дела конфессий.

В Беларуси действуют 3 563 зарегистрированные в установленном законодательством порядке религиозные организации, 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3 389 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские, общины других религиозных направлений).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 15 епархий, 1 709 общин, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, одну миссию.

В составе Римско-католической церкви в Беларуси 4 епархии, 498 общин, 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организации представлены 1 038 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13 религиозных направлений. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (524 общины), евангельских христиан баптистов (281 община), адвентистов седьмого дня (73 общины).

В трех иудейских религиозных объединениях насчитываются 53 религиозные общины, они располагают 9 культовыми зданиями, одним духовным учебным заведением.

В Беларуси действуют 24 мусульманские религиозные общины, которые располагают 9 культовыми зданиями, в том числе Соборной мечетью в Минске. Ее официальное открытие состоялось 11 ноября 2016 года с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президента Турции Р.Т. Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистская община в Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, деятельность которого нацелена на развитие межконфессионального диалога, сохранение традиций толерантности, активизацию взаимодействия органов государственного управления с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционно проводятся встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Беларуси.

Выступая на встрече с членами Священного синода Русской православной церкви и Синода Белорусской православной церкви, Глава государства отметил, что на пути сопротивления разрушительным тенденциям современности у государства и православной церкви много точек соприкосновения. Важнейшие из них – укрепление христианских жизненных ориентиров, межнационального мира, межконфессионального диалога и добрососедства всех религий.

«Защита института семьи, почитание родителей, любовь к людям, воспитание патриотизма, уважение к истории, языку и культуре, честный труд – это базовые ценности, присущие православию и католичеству, иудаизму и исламу, – отметил Глава государства. – Поэтому согласие между представителями традиционных религий является незыблемой основой жизни в нашей стране».

Объединяясь в духовных и нравственных ориентирах, государство и конфессии показывают образец высокоорганизованного общества. «Наше единство – лучшая защита от внешних и внутренних угроз. Убежден: совместными усилиями нам удастся найти новые верные решения по преодолению всех вызовов современности», – подчеркнул Президент.

Беларусь славится своим культурным наследием, которое напрямую связано с религиозной жизнью. К нему относятся церкви, монастыри, костелы, а также синагоги, мечети и деревянные храмы староверов.

Небольшое местечко Ивье Гродненской области можно назвать символом традиционной белорусской мультиконфессиональности и толерантности. Издавна здесь соседствовали католики, евреи, мусульмане и православные. В 2012 году на центральной площади города установили монумент «В честь дружбы и единства четырех конфессий Ивьевщины». Он представляет собой четыре стелы, украшенные полукруглыми арками. Памятник может послужить и своеобразным указателем: каждая из стел повернута в сторону главного культового сооружения указанной религии. Представители четырех религий живут в городе как добрые соседи, памятник конфессиям призван подчеркнуть возможность свободного вероисповедания и мирного сосуществования людей.

На территории республики уцелели культовые сооружения всех основных конфессий.

Спасо-Евфросиниевский монастырь – центр белорусского православия и духовности. Город Полоцк, один из самых древних на территории Беларуси, знаменит еще и деятельностью святой Евфросинии Полоцкой.

Национальный санктуарий Матери Божьей Будславской – католический храм в агрогородке Будслав Мядельского района Минской области; памятник архитектуры и истории.

Большая Хоральная синагога г. Гродно – одна из старейших синагог в Европе.

Ивьевская мечеть – уникальный памятник истории ислама на территории Беларуси, где проводят свои обряды в основном местные татары, но также готовы принимать гостей из других городов и стран; единственная мечеть, продолжавшая действовать в Беларуси в советское время.

Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь – православный монастырь XVI века, одно из самых знаменитых культовых мест в Беларуси.

Беларусь знаменита своими религиозными памятниками, многие из которых представляют собой уникальные объекты архитектуры. Среди таких выделяются Мурованка, Сынковичская церковь Святого Михаила, костел Святого Иоанна Крестителя в Камаях, Троицкий костел в Гервятах, Троицкий костел в местечке Видзы и многие другие.

https://president.gov.by/ru/belarus/society/mezhnacionalnye-otnoshenija

https://president.gov.by/ru/belarus/society/religia

https://belarus21.by/Articles/1439296790

Информационный блок «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».

Освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в Минске состоялось 4 июня 1991 года. Его совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ходе первого Патриаршего визита в Беларусь.

В марте 1996 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал представленный макет святыни такими словами: «Поддерживая идею строительства Храма-памятника безвинно ушедшим из жизни, думаю, что лучшей памятью для них станет участие государства в строительстве Храма». Свое обещание Глава государства сдержал полностью. И теперь величественное строение Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, не только украшает столицу, но и заслуженно пользуется весомым авторитетом известного в стране и за ее пределами духовного и культурного центра.

При участии Президента Республики Беларусь и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха Всея Беларуси, 14 октября 1996 года в основание храма-памятника заложена капсула с памятной грамотой с воззванием к потомкам.

Летом 2006 года началось строительство храма. Во время своего последнего визита в Беларусь (25 октября 2008 года) Святейший Патриарх Алексий II, находясь перед храмом, предложил дать ему новое название, отвечающее глубокому смыслу мемориала: «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших».

В ходе Первосвятительского визита в Минск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 октября 2012 года возглавил церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (автор идеи – отец Федор Повный, скульптор Владимир Слободчиков, архитектор Игорь Морозов), установленного у входа в церковь. Здесь же 2-6 июня 2014 года состоялся IV Европейский православно-католический форум, в котором участвовали представители 22 стран.

Торжественное мероприятие «Молитва за Беларусь», на которое собрались верующие разных конфессий, мирно живущие на белорусской земле, впервые состоялось на ступенях храма 2 октября 2015 года. Прошла церемония закладки в крипту храма капсул с землей, привезенной с захоронений Второй мировой войны из Германии, Австрии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Италии.

Стоит вспомнить, что в годы войны попали в плен 336,6 тыс. жителей Беларуси. Вернулись на Родину 103 053 белоруса и около 15 тыс. представителей других национальностей, в плену погибли 218 547 человек.

Крипта (нижняя алтарная часть храма) – уникальный объект, задуманный как подлинная национальная святыня. Аналогов ей в мире нет. Здесь собрана земля с полей великих исторических сражений в защиту Отечества, а также с мест захоронений мирных жителей, ставших жертвами военных кампаний, репрессий, техногенных катастроф. Двери крипты украшены шестью барельефами «Слёзы Беларуси», каждый из которых изображает одно из мест славы и скорби белорусского народа: Грюнвальд, Сморгонь, Соловки, Хатынь, Тростенец, Чернобыль. В стенах крипты размещены 504 ониксовые ниши, которые постоянно заполняются.

Справочно:

Первую капсулу в крипте заложили в 2013 году. В ней были фрагменты обшивки атомной подводной лодки «Курск», трагически затонувшей в 2000 году. Тридцать девять капсул с землей с мест погребения воинов-белорусов, погибших вдали от Родины, заложены волонтерами «Доброе сердце» в 2015-м. Храм-памятник уже является местом, куда приходят военнослужащие, суворовцы и кадеты, воспитанники военных училищ для принесения присяги и совершения благодарственных молебнов. В крипте открыты мемориальные доски: погибшим во время трагедии на станции метро Октябрьская в 2011 году (2012), об увековечении памяти погибших в Афганистане (2014), в память о жертвах катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (2016).

Храм-памятник – уникальный образец отношения к памяти Отечества, своеобразный научно-методический центр комплексной музейной практики. Открылась уникальная тематическая экспозиция «Музей памяти». Она рассказывает о потерях в ходе событий военной истории Беларуси, показывает их хронологию. Благодаря современному художественному решению у зрителей включается эмоциональное восприятие. В музейный оборот введены сотни исторических раритетов. Впечатляют виртуозно исполненные диорамы-миниатюры на исторические сюжеты с батальными сценами разных эпох, новейшие технологические решения, на которые непременно стоит обратить внимание. Сердцем музея станет электронная база данных погибших на белорусской земле солдат и офицеров, уроженцев Беларуси, призванных с территории нашей страны, погибших в разные исторические периоды, начиная с Отечественной войны 1812 года и до афганского военного конфликта 1979-1989 годов. В банк данных «Книга памяти» Республики Беларусь на конец 2019 года включены 834 619 имен уроженцев Беларуси, погибших и пропавших без вести в годы войн, а также данные о 433 485 воинских захоронениях и захоронениях жертв войн различных исторических периодов. На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (причём Минск, Гомель, Витебск были разрушены на 80-90 %) и 9 200 деревень.

Настоятель Всехсвятского храма протоиерей Федор Повный отметил: «Храм-памятник не только украшает Минск, но и он являет пример мужества и стойкости предков, воспитывает культуру памяти следующих поколений. Здесь каждый может помолиться своему небесному покровителю и поблагодарить его за заступничество. Выстоит тот народ, который чтит память своих героев, помнит род свой и почитает Бога. Эта ключевая идея концепции храма-памятника, консолидация усилий Белорусской православной церкви и государства в достижении мира в стране и единства общества. Проявляем почтение к воинским захоронениям, незаживающим ранам нашей земли».

https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf

https://www.sb.by/articles/otsyuda-iskhodit-molitva-za-budushchee.html 

Меню раздела